История развития танков: от концепций да Винчи до непобедимого российского Т-14 — lkk-mesbyt.ru

Краткая история появления танков

В современном понимании танк — это бронированная боевая машина с пушечным и пулемётным вооружением на гусеничном ходу. Однако само слово в переводе с английского означает «резервуар» или «бак». Это связано с тем, что во время Первой мировой войны первые танки поставлялись на поле боя под видом цистерн с топливом, чтобы противники не знали о новом изобретении. Однако сама идея использования бронированных механизмов в бою живёт гораздо дольше появления понятия «танк». Боевые машины используются в основном для того, чтобы прорывать линию обороны противника. Первое упоминание об использовании специальных механизмов для поддержки пехоты в бою историки датируют XII веком до н.э. Китайские боевые повозки по описаниям вмещали до 12 человек и передвигались на 4-х колёсах. Однако мы не знаем ни по какому принципу они работали, ни как выглядели.

Осадная башня в древнем Риме

Другое дело — осадные башни, широко применяемые в эпоху Античности и Средневековья. Как нетрудно догадаться из названия, их применяли для осады и штурма различных укреплений. Внутри башен находились лучники, которые не давали вражеским солдатам подойти к башне, а также пехотинцы, которые штурмовали стены замков и городов, когда башня добиралась до них. Кстати, в качестве «танков» в древние времена служили не только механизмы, но и животные. Сейчас все, кто смотрел фильм или читал книгу «Властелин колец», могут удивиться, но слоны мумакил из Харада — это усиленная фантастическая версия индийских боевых слонов. Появление этих животных на поле боя вызывало страх даже у кавалерийских отрядов, что говорить о простых солдатах. К тому же, слоны могли везти несколько человек — один управлял, другие расстреливали противников из лука и отбивались от смельчаков, нападавших на животное.

Индийский боевой слон

Идея создать что-то, что могло бы с лёгкостью прорываться сквозь вражеские ряды, не угасала, но и не получала существенного развития очень долгое время. Периодически появлялись механизмы, подобные китайским боевым повозкам, крытым колесницам и так далее. Рыцари были своего рода танками, с ног до головы закованные в броню. В XV веке нашей эры итальянский художник, скульптор, архитектор, изобретатель, писатель и музыкант Леонардо да Винчи создаёт деревянную полностью закрытую колесницу с большим количеством орудий, которая считается первым танком многими историками. Она приводилась в движение людьми, как и китайская повозка, а количество орудий по некоторым данным могло достигать 36 единиц. Однако данный деревянный «танк», напоминавший по форме черепаху, имел ряд существенных недостатков. Проект так и не был реализован.

Репродукция танка Леонардо да Винчи

В XVII веке французский изобретатель Дени Папен (Denis Papin) создал первую паровую машину, которая представляла собой цилиндр с поршнем, поднимавшимся под действием пара, а опускавшимся из-за давления атмосферы, когда отработавший пар сгущался. Однако это был лишь эксперимент и на практике машина не применялась. А вот атмосферный двигатель англичанина Томаса Ньюкомена (Thomas Newcomen), разработанный в 1712 году, использовали для откачки воды из глубоких шахт. В 60-70-е годы Джеймс Уатт (James Watt) занимался проблемой повышения коэффициента полезного действия вакуумного двигателя Ньюкомена. В итоге в 1781 году он запатентовал вакуумную паровую машину с кривошипно-шатунным механизмом, которая производила непрерывное вращательное движение вала. При наличии каменного угля и воды, двигатель Уатта можно было устанавливать и использовать в любом месте для любой цели. Считается, что именно это изобретение положило начало промышленной революции в Англии.

Бронепоезд — неприступная крепость для кавалерии

Паровые двигатели получили широкое применение в транспортной сфере. Появились паровые автомобили, пароходы, а также самоходные железнодорожные локомотивы. В 1862 году во время гражданской войны в северной Америке в ход было пущено совершенно новое оружие. Американские инженеры взяли паровоз, обшили его бронёй со всех сторон и установили несколько пушечных орудий. Так на свет появился первый бронепоезд, который оказался очень грозным и эффективным видом военной техники. Однако у него был один существенный минус — для передвижения бронепоезду требуются рельсы. Поэтому инженеры начали экспериментировать с другими видами транспорта. Например, были созданы бронеавтомобили. Однако в их конструкции приходилось идти на компромисс, либо тяжёлая броня и вооружение, но невозможность передвигаться по пересечённой местности, либо слабая броня, которая легко пробивалась, и отсутствие крупнокалиберных орудий.

И вот мы с вами возвращаемся к Первой мировой войне и английскому танку Mark I. Несмотря на то, что первая партия новой бронетехники обладала рядом недоработок, а из 32 танков, участвовавших в первом бою, 17 вышли из строя ещё до сражения, преимущества бронированных машин на гусеничном ходу были очевидны. 15 сентября 1916 во время битвы на реке Сомме Mark I помогли пехоте продвинуться в глубь вражеской обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери солдат составили в 20 раз меньше расчётных. Для сравнения часто приводится битва при Вердене, когда за 10 месяцев боевых действий немцы смогли продвинуться всего на 3 километра в глубь обороны французов.

Mark I — первый в мире танк

Так началась история танков. Командование армии СССР также оценило новый вид военной техники. Стоит отметить, что Василий Менделеев (сын великого русского учёного Дмитрия Менделеева) ещё в 1915 году направлял в технический отдел Русской армии проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением. Однако тогда инициатива была отвергнута и дальше проектных работ дело не пошло. Первый танк СССР Танк М (малый) был, по сути, копией французского Reno-FT. Т-18, Т-26, Т-27 также собирались на базе зарубежных прототипов. Первым серьёзным успехом советского танкостроения стал не имеющий на тот момент аналогов Т-34, который мог пробивать лобовую броню немецкого танка PzKpfw VI «Тигр». После Второй мировой войны в СССР создали Т-54 (и модификацию Т-55 для боевых действий в условиях повышенного радиационного фона), который находился в производстве более 30 лет, что для современного танка является рекордом, и использовался на вооружении в более чем 30 странах. Затем были модели Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95, каждая из которых была воплощением современных технологий и возможностей.

Т-14

Российский танк четвёртого поколения Т-14

В 2010 году в Российской Федерации началась разработка танка нового поколения, который по всем характеристикам должен затмить любые современные аналоги. Конструкторы ОАО «Уралвагонзавод» получили непростую задачу. Первый этап разработки длился около 5 лет. В 2015 году на параде Победы был представлен Т-14 — перспективный российский основной боевой танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» (также создана специалистами УВЗ). Стоит сразу подчеркнуть, что данная платформа является универсальной и на её базе планируется выпускать не только танки, но и БМП, бронетранспортеры, САУ, машины поддержки танков и многие другие виды техники. Т-14 является первым в мире танком, реализующим в своём конструкторском замысле концепцию «сетецентрической войны», по которой боевые формирования объединяются в единую сеть для повышения их возможностей и достижения инфокоммуникационного превосходства в условиях современных боевых операций.

Танк Т-14 на ходу

Поэтому Т-14 используется в первую очередь как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и танков Т-90. И с этими задачами он должен справляться отлично. Танк оборудован радиолокационной станцией с активной фазированной решёткой, аналогичной тем, что устанавливают на современных боевых истребителях последнего поколения. Круговой доплеровский радар установлен на башню танка. Также Т-14 оснащён ультрафиолетовыми HD-камерами наблюдения с круговым охватом на 360°. Они могут отслеживать работу двигателей вражеской техники по выхлопу из ионизированного газа. Также на борту российского танка находится беспилотный аппарат разведки и целеуказания «Птеродактиль», что существенно увеличивает его потенциал с точки зрения обнаружения целей. Современные системы связи и управления также позволят танкам обмениваться всей полученной информацией, повышая общую эффективность работы соединения.

Т-14 на испытаниях

Одной из главных особенностей нового танка является размещение экипажа. Как уже говорилось выше, башня танка является необитаемой. Пушка заряжается с помощью специального автомата, а экипаж находится в передней части танка в так называемой бронекапсуле. То есть люди должны выживать даже при взрыве боеприпасов. Однако проектировщики танка сделали всё, чтобы в танк даже невозможно было попасть. Т-14 оснащён комплексом активной защиты, который может перехватывать любые направленные в него боеприпасы. КАЗ «Афганит» прикрывает всю переднюю полусферу боевой машины. Также на Т-14 установлена новейшая версия динамического бронирования «Малахит». По некоторым данным, она является первой в мире электродинамической броней с возможностью метания бронепластины в подлетающий боеприпас ещё до контакта с корпусом танка. Даже если что-то пойдёт не так и «Афганит» с «Малахитом» не смогут предотвратить удар, то Т-14 имеет многослойное металлокерамическое лобовое бронирование танка, эквивалентное 1 метру гомогенной металлической брони, которое, по мнению производителя, невозможно пробить существующими снарядами и противотанковыми ракетами.

Смоделированное изображение компоновки Т-14

Основным вооружением танка на сегодняшний день является гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М. Дальность ее стрельбы достигает 7 км, скорострельность — 12 выстрелов в минуту. Орудие 2A82, по заявлениям разработчиков, обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучшее орудие НАТО на танке Леопард-2. При этом Т-14 может быть быстро переоснащён орудием калибра 152 мм, которое обладает бронебойностью подкалиберного снаряда более 1000 мм, что заведомо превышает бронирование современных танков. Это слишком высокие показатели на данный момент, к тому же для снарядов 2А82-1М требуется меньше места, а значит — боекомплект танка выше. Поэтому 2А82-1М будет основным орудием Т-14 в ближайшее время.

Внутри Т-14

Танк также будет иметь возможность запуска ракет через ствол пушки с помощью следующей версии ракетного комплекса «Рефлекс-М». Зенитный пулемёт «Корд» смонтирован в собственной роботизированной башне, интегрирован с АФАР-радаром танка, тепловизорами и способен поражать на дистанции до 1500 метров даже высокоскоростные цели. Он входит в систему активной защиты танка от вражеских ракет, а также используется в качестве ПВО. На Т-14 также установлено спаренное орудие ПКТМ.

Тяжёлая БМП T-15 на платформе «Армата»

Т-14 использует общие для платформы «Армата» двигатель и активную подвеску. Двигатель с автоматической коробкой передач и переменной мощности от 1200 до 1800 л. с. обеспечивает движение со скоростью до 90 км/ч по шоссе и до 60 км/ч по пересечённой местности. Запас хода по шоссе составляет 500 км. Благодаря активной подвеске Т-14 значительно меньше подвержен раскачиванию при движении по пересечённой местности, что влияет на точность стрельбы и скорость танка. Боевая информационно-управляющая система контролирует двигатель, трансмиссию и приборы активной подвески, автоматически принимая решения по обслуживанию танка и отдавая голосовые команды экипажу.

Сравнение Т-14 с другими танками

Сравнивать Т-14 с существующими танками практически нет смысла, так как все страны соглашаются с его безоговорочным преимуществом над конкурентами. Это танк нового поколения относительно существующих. Т-14 обладает радаром дальнего действия, активной подвеской, увеличивающей скорость и точность стрельбы танка в движении, лобовой броней, непробиваемой современными ракетами, а также активной системой защиты, способной перехватывать снаряды. Британский «Челленджер-2», немецкий «Леопард-2», американский «Абрамс» и другие современные танки даже не способны пробить защиту Т-14. У израильского танка «Меркава» есть АФАР-радар, способный рассчитать позицию выстрела по подлетающим ракетам, однако возможности отразить снаряды у него нет, а броня довольно слабая. Т-14 — это действительно революционный шаг в истории танкостроения.



Материалы по теме:

    Что общего между Nokia и футболом или краткая история компании Carl Zeiss

Источник: trashbox.ru

Добавить комментарий