Илон Маск засоряет орбиту? Влияет ли Starlink на качество астрономических исследований и насколько хуже всё будет?

Снова сеть захлестнула волна статей и видео о том, что «астрономические наблюдения под угрозой из-за спутниковой группировки Starlink от SpaceX». В каждой такой статье или видео показываются фотографии, на которых виден трек пролетающего спутника и авторы уверены, что это след именно спутника Starlink.

Как дела обстоят на самом деле?

Уже очень давно никто из профессиональных астрономов не проводит свои наблюдения просто глядя в окуляр телескопа. Специальное программное обеспечение исключает из итоговых изображений треки от спутников и МКС.

К примеру, специалисты, работающие с установкой Zwicky Transient Facility (ZTF), предназначенной для широкоугольного астрономического обзора неба, оснащённой камерой для обнаружения переходных объектов с быстро меняющейся яркостью, показали, что даже с инструментом с очень широким углом зрения для поиска объектов, которые на изображении получаются крайне мелкими и довольно тусклыми, существует всего 0,04% вероятности того, что какое-либо событие будет пропущено, потому что оно будет перекрыто треком от спутника.

Трек от спутника, пересекающий изображение галактики Андромеды .

Собственно, ZTF, благодаря большому полю обзора, идеально подходит для изучения влияния созвездий спутников, таких как Starlink от SpaceX, на астрономические наблюдения, чем и воспользовались авторы недавно опубликованной работы. Да, на исходниках становится больше треков от спутников, но программное обеспечение со своей задачей справляется отлично. При этом наибольшее влияние оказывается на наблюдения во время сумерек.

SpaceX хотя бы идёт навстречу астрономам и уже больше года запускает спутники, яркость которых снижена примерно в 4,6 раза (точное значение зависит от длин волн, которые фиксирует оборудование).

Каждая синяя полоса показывает количество треков от спутников Starlink за 10-дневный период наблюдения. Красная линия показывает общее количество спутников Starlink на орбите.

Более того, компания Маска далеко не единственная, которая разрабатывает созвездия спутников. Если все компании, которые уже сегодня работают над такими проектами, реализуют свои планы, на низких околоземных орбитах разместятся около 100 000 таких спутников.

Интересно, сколько из этих компаний будут готовы модернизировать свои аппараты прямо в процессе разработки, когда астрономы начнут на них жаловаться?

Да, спутников на орбитах вокруг Земли будет становиться всё больше — таково следствие освоения близлежащего космического пространства. С точки зрения астрономических наблюдений уже есть выходы из этой ситуации:

• Специальное ПО, исключающее треки от спутников из итоговых изображений.
  • Космические телескопы, которые, в любом случае эффективнее наземных.

Тут либо так, либо останавливать освоение космоса.