Как изменятся образовательные форматы университетов через 5-10 лет

По прогнозу участников Форсайта “100-летний горизонт”, в ближайшие несколько десятилетий систему образования ждет радикальная перестройка, появятся институты, сопровождающие человека на протяжении всей жизни. Их задачей станет создание условий для самореализации человека.

Для большинства вузов прогнозы на горизонте 100 лет вряд ли будут определять сегодняшнюю повестку развития, слишком уж это далеко. Но мало кто сомневается, что российские (и не только) вузы вынуждены прямо сейчас серьезно перестраивать свою деятельность, при условии, что они хотят сохранить конкурентоспособность. Как будет трансформироваться высшее образование и на что вузам следует обратить внимание, обсудили участники трека "Новые форматы образования в университетах", проходящего на интенсиве Архипелаг 2121.

Что будет происходить с вузами в ближайшие 5-10 лет: новые подходы к работе с человеком

Начнем с того, почему вообще новые образовательные модели должны появляться? Есть несколько причин.

Массовая уникальность. Накопление и передача опыта между поколениями и формализация программ подготовки нацелены на обучение уже существующим видам деятельности, но они совсем не готовят человека к освоению новых. На сегодняшнем рынке труда, наоборот, особо ценятся специалисты, которые обладают уникальными, сложными сочетаниями компетенций. Такие сочетания обычно рождаются в деятельности. Подготовленный под уходящую профессию и не имеющий навыков построения собственной траектории развития человек будет иметь мало шансов на успешную самореализацию в современном мире.

Эффективность и разделение рисков. Все больше запросов к вузам связаны с высокой эффективностью подготовки. Особенно это важно для корпораций, которым необходимо быстро переучить сотрудников. Именно в корпоративном обучении рождаются многие эффективные форматы, поскольку компании постоянно контролируют образовательные результаты и анализируют, насколько тот или иной формат успешен. В вузах с этим сложнее, поскольку хуже работает петля обратной связи. Нам сложно сказать, что именно было эффективно при подготовке студента.

Часто возникает вопрос ответственности. Кто отвечает за образовательный результат? На ком лежат финансовые риски?

Есть модели, основанные на разделении рисков, когда обучающийся не платит за обучение, но отдает часть своего дохода уже после окончания учебы. Так формируется рынок инвестиций в развитие человека, где объектом вложения становится студент и его траектория развития, сочетающая множество различных образовательных программ и форматов.

Управление ресурсами на развитие на уровне человека

Одна образовательная организация уже не может в полной мере удовлетворить потребности развития человека. Сегодня обучение предполагает разные форматы, работу с контентом, получение опыта деятельности. И постепенно возникает запрос на эффективное использование ресурсов при взаимодействии с разными организациями. Например, если человек получает бесплатное высшее образование, почему он делает это только в одной организации и почему финансируется, условно, только один вуз?

Сейчас образовательное сообщество ищет такие формы, которые смогут обеспечить целостную траекторию с использованием возможностей сети образовательных организаций, образовательных платформ, людей.

Эффективность управления ресурсами предполагает:

1) создание доступных неограниченному числу обучающихся образовательных ресурсов (цифрового контента),

2) передачу функции управления ресурсами на уровень самого человека.

Что объединяет новые образовательные форматы

  • Осознанная позиция человека относительно своего развития. Позиция человека меняется, он перестает быть “обучаемым по программе/стандарту”, и становится принимающим решения о своем развитии. Готовность взять на себя ответственность и навык управления определяют, насколько человек успешен.
  • Выбор шага в условиях информированности и оценки рисков. Учащийся больше не выбирает, что ему изучать вслепую. Появляются рекомендательные системы на основе данных, которые показывают человеку весь спектр возможностей и дают ему рекомендации в соответствии с его образовательными целями.
  • Новые объекты договоренностей. Кардинальные сдвиги произойдут, когда исчезнет образовательная программа. Вузы будут договариваться с человеком не об образовательных программах, но об образовательном результате. Между обучающимся и университетом могут возникать договоренности относительно разных объектов, которые не фиксируют сроки, форматы и содержание обучения. Почему это важно? Потому что позволяет гибко регулировать образовательный процесс по ходу развития человека.
  • Оценка реального результата обучения. Вузы сегодня – заложники опосредованных форм оценки результатов деятельности (зачеты, экзамены), которые возникают из образовательной деятельности, а не из реальной профессиональной деятельности, в которой человек окажется. Оценить, насколько человек способен к определенной деятельности в моменте, помогут цифровые профили развития человека и создание таксономий, описывающих деятельность.

Вызовы для вузов прямо сейчас

Первое, что стоит сделать вузам, это поменять отношения с обучающимися. Вуз берет на себя ответственность за то, как будет развиваться человек, в какую деятельность он будет включен, как он сможет себя реализовать. Вуз становится пространством деятельности, средой для создания стартапов и технологических решений.

Второе – отношения с бизнесом. Бизнес выступает как заказчик специалистов, способных войти в определенную деятельность. Это могут быть отношения с возникающими стартапами, а вуз становится соинвестором новых бизнесов.

4 модели образования для университетов

Возможности трансформации вузов.

Университет как пространство развития людей. Среда университета предполагает, что у всех участников есть свои траектории развития. Здесь создаются условия для максимально эффективного развития каждого, как учащихся, так и сотрудников. В такой логике работает, например, Университет 20.35.

Университет как инвестор в развитие человека. Вуз заинтересован в том, чтобы инвестиции в человека окупились, чтобы человек себя реализовал. Также вуз участвует в трудоустройстве, в сопровождении дальнейшей траектории карьерного роста, так как рассчитывает на повышение дохода человека. Обратная связь позволяет улучшать процессы отбора абитуриентов, формирования их траекторий, форматов обучения.

Университет без образовательных программ. Образовательная программа – это, как правило, конкретные сроки обучения, учебный план, образовательные результаты. Если университет берет на себя ответственность не за реализацию программы, а за достижение результатов, за переход обучающегося в деятельность, то образовательная программа может исчезнуть в том виде, в котором она существует сегодня. Предметом договоренности становится уже не программа, а результаты обучения, которых обучающиеся могут достичь разными способами и в разные сроки.

Стартап как учебный план – вуз берет себе команду как в акселератор, но специализируется на развитии компетенций в этой команде, которые нужны для развития бизнеса.

Социальный спинофф. Профессиональная деятельность сочетается с образованием и развитием человека. У организации есть разметка, связанная с компетенциями людей, и она может быстро собрать профессионалов и команды под определенную деятельность.

Добавить комментарий