10 самых необычных самолётов всех времён, которые когда-либо пускали в производство — lkk-mesbyt.ru

ВВА-14 — вертикально взлетающая амфибия

С появлением у США атомных подводных лодок, способных незаметно подходить к берегам СССР, возникла необходимость создания самолёта для их обнаружения и уничтожения в случае необходимости. Разработку такой машины поручили советскому авиаконструктору итальянского происхождения Роберту Бартини (Roberto Oros di Bartini). В результате он создал ВВА-14 («Вертикально взлетающая амфибия»). Летательный аппарат мог подниматься с суши и воды как обычным способом, так и вертикально. В последнем случае использовался сжатый воздух, нагнетаемый подъёмными двигателями. Для полёта применялись обычные — реактивные. Самолёт задумывался в спасательном, разведывательном и ударном вариантах. В последнем случае была возможность взять на борт либо 2 торпеды, либо 8 мин, либо 16 авиабомб. При необходимости амфибия могла садиться на воду даже в пятибалльный шторм и передвигаться по поверхности со скоростью до 360 километров в час — в воздухе аппарат разгонялся до 760. Первый полёт состоялся в 1972 году. Во время испытаний постепенно проводилось усовершенствование, однако коррективы внесла смерть конструктора. Машину пытались доработать без него, но это не получилось.

Масштабный Boeing B377PG для перевозки частей ракет

Самолёт создавался специально под нужды NASA. Аэрокосмическому агентству потребовался воздушный транспорт для перевозки крупногабаритных частей ракет с заводов изготовителей к месту старта. Решение нашёл бывший лётчик-бомбардировщик Джон Конрой (John Ponsonby Conroy), после войны летавший на гражданских самолётах Boeing 377 Stratocruiser. Он предложил модифицировать их, усилив фюзеляж и значительно увеличив его высоту. Поначалу к идее отнеслись скептически, но продувка макета в аэродинамической трубе показала неплохие результаты. В 1962 году построили первый самолёт, получивший к основному названию приставку PG. Она означала Pregnant Guppy — «беременная гуппи». Из-за возросшей более чем на 2,2 тонны массы инженеры пророчили резкое снижение управляемости — особенно при отказе двигателя. Но автор проекта на практике доказал, что машина управляется лучше, чем оригинал, и способна безопасно садиться даже с двумя работающими двигателями из четырёх. Самолёт приняли в эксплуатацию. В дальнейшем появилась его модифицированная версия ­по имени Super Guppy — на ней был значительно упрощён процесс погрузки.

Caproni CA 60 с внушительным числом крыльев

Источник фото: TehnoLINE TV

Этот самолёт называют одним из самых амбициозных проектов в истории авиации. Его создал итальянский конструктор Джованни Капрони (Giovanni Battista Caproni), проектировавший бомбардировщики во время Первой мировой войны. Инженер решил построить летающую лодку, способную перевезти более сотни пассажиров через Атлантику. Огромный фюзеляж аппарата больше напоминал плавучий дом. Над ним располагалось три блока по три крыла — то есть три комплекта крыльев по схеме триплан. Они соединялись между собой тремя коробами. Спереди и сзади каждого из них установили по двигателю, по одной дополнительной силовой установке разместили в переднем и заднем крыльевом блоке. Таким образом, моторов в общей сложности было 8. На испытаниях в феврале 1921 года машина успешно взлетела, выполнила несколько разворотов и приводнилась. 4 апреля состоялся второй полёт. При взлёте пилот слишком сильно потянул штурвал на себя, не закреплённые мешки с песком, имитировавшие пассажиров в салоне, сместились в хвост, он накренился и задел воду. Аппарат полностью разрушился, но экипаж не пострадал. Финансирование проекта прекратилось.

Похожий на современные квадрокоптеры Curtiss-Wright VZ-7

В середине прошлого века армия США задумалась о создании манёвренного, простого в управлении, дешёвого и скоростного летательного аппарата. По задумке военных, такие можно было бы использовать для разведки на труднопроходимой местности. Они хотели получить простую в ремонте машину, помещавшуюся в кузове грузовика. В 1957 году объявили тендер на создание так называемого летающего джипа. Через год различные производители разработали несколько прототипов. Свою модель представила и фирма Curtiss. У неё получилась платформа с двигателем на 430 лошадиных сил, который вращал четыре винта, расположенные по бокам. В передней части аппарата размещалось кресло пилота. При необходимости за ним могли расположиться пассажир или 100 килограммов груза. Маневрирование осуществлялось за счёт изменения угла наклона лопастей и скорости вращения винтов. Управление получилось простым, но в остальном аппарат требованиям военных не удовлетворял. Его скорость не превышала 50 километров в час, и подняться выше 60 метров он не мог. Этот проект закрыли — та же участь постигла и другие подобные разработки.

Beechcraft Starship с винтовыми двигателями сзади

Источник фото: Air Facts Journal

Эта модель создавалась, чтобы за счёт удешевления эксплуатации составить конкуренцию реактивным бизнес-самолётам. Разработчики использовали аэродинамическую схему «утка» — вынесли стабилизаторы вперёд фюзеляжа, а оперение с рулями направления разместили на законцовках смещённого назад крыла. На нём же расположили два турбовинтовых толкающих двигателя — то есть пропеллеры у них были сзади. Испытания начались в 1986 году, а с 1989-го машина выпускалась серийно. Экипаж состоял из 1–2 пилотов, на борту помещалось до 6 пассажиров. Однако популярностью аппарат не пользовался, поскольку по цене приближался к реактивным конкурентам, которые обладали гораздо большей скоростью. Сам же разгонялся до 620 километров в час, при этом другие модели с подобными показателями стоили на четверть дешевле. До 1995 года построили порядка 20 машин. Ещё через пять лет производитель признал нерентабельность поддержания их работоспособности, избавился от склада запчастей и предложил владельцам уже приобретённых экземпляров обменять их на другие летательные аппараты фирмы Beechcraft.

Напоминающий вертолёт самолёт Edgley Optica

Конструктор этого летательного аппарата англичанин Джон Эдгли (John Edgley) начал работу над ним ещё будучи студентом. Он хотел создать машину, способную выполнять задания, присущие вертолётам, но при этом обладать экономичностью и дальностью полёта самолётов. Аппарат приводится в движение пятилопостным вентилятором. Крылья крепятся к блоку с двигателем. Перед ним расположена кабина с тремя креслами в ряд. Она практически полностью прозрачная, что даёт панорамный обзор. Перед двумя пассажирскими местами можно закрепить аппаратуру для наблюдения. Самолёт создавался с прицелом на разведку и патрулирование. Он может продержаться в воздухе до 8 часов, если эксплуатировать двигатель на 40% мощности. Скорость при этом составляет 130 километров в час. Модель заинтересовала многих, и с 1983 года начался серийный выпуск. Но через пару лет разработчик столкнулся с финансовыми трудностями, а ещё через год сильный пожар уничтожил производственные мощности и готовые экземпляры. С тех пор выпускались только небольшие партии. Сейчас эксплуатируется лишь несколько единиц.

Большой транспортный самолёт The Spruce Goose Airplane

Источник фото: Wright State University Libraries

В начале Второй мировой войны армия США поняла, что обилие у Германии подводных лодок делает опасной переброску грузов морем, и хорошей альтернативой этому мог бы стать большой транспортный самолёт с приличной дальностью. В 1942 году разработку такого заказали миллиардеру Говарду Хьюзу (Howard Robard Hughes). Проект был готов быстро, и через год началась постройка огромной летающей лодки. Жаль, она затянулась. Отчасти её тормозил сам разработчик, стремившийся сделать идеальное воздушное судно. Проблемы создавали и судебные иски против миллиардера, а с окончанием войны пропал и интерес к проекту. Тем не менее в 1947 году прототип всё же достроили. У него был рекордный до недавнего времени размах крыла в 97,54 метра (больший у самолётов появился только в 2017 году). Полностью деревянный фюзеляж мог вместить 700 солдат или 60 тонн груза. Машина обладала восьмью двигателями. Расчётная дальность полёта составляла 5633 километра. В первый и единственный полёт Хьюз поднял своё детище лично. Он пролетел порядка двух километров на высоте в 21 метр и благополучно сел. С тех пор Spruce Goose не летал.

Самолёт со странной формой Northrop Tacit Blue Airplane

Источник фото: Air Force Museum

О существовании этого самолёта мир узнал только спустя 20 лет после его создания, когда проект рассекретили, а прототип передали в музей. Построен он был в 1976 году как экспериментальная модель для проверки инновационных научных наработок. Работа велась в двух направлениях — тестирование технологий снижения заметности для радаров и отработка концепции самолёта-разведчика для барражирования над полем боя и предоставления данных в реальном времени. Не исключалось его применение для наведения высокоточного оружия, которое в то время как раз разрабатывалось. Внедрение в конструкцию стелс-технологий обусловило необычную форму аппарата. Поверхности фюзеляжа были плоскими, борта скошенными от днища к крыше, крылья смещены назад ближе к V-образному хвостовому оперению. Одноместная машина успешно летала по несколько раз в неделю, а иногда и более одного раза в день. Всего было выполнено 135 полётов общей продолжительностью порядка 250 часов. Это позволило провести все запланированные исследования. Полученные данные использовались для создания более совершенных видов оружия в будущем.

Самолёт с неординарным крылом NASA Ames-Dryden AD-1

Экспериментальный самолёт, разработанный специально для изучения возможностей крыла с ассиметрично изменяемой стреловидностью. При взлёте и посадке оно было ровным, расположенным перпендикулярно фюзеляжу, а в полёте могло изменять угол в горизонтальной плоскости до 60°. То есть, одна законцовка крыла оказывалась вынесенной вперёд, а другая — назад. Предполагалось, что такая форма более эффективна в плане экономичности. Подобные наработки были ещё у нацисткой Германии, но из-за военных неудач их не довели до ума. Концепцию взяло на заметку NASA, однако финансирования на этот проект не хватало. Им занялись только в 1979 году. Тогда и построили опытный образец. Применение пластика и композитных материалов позволило сделать его очень лёгким (взлётная масса менее тонны). Миниатюрные реактивные двигатели позволяли разогнаться до 400 километров в час, но обычно испытания проходили с вдвое меньшей скоростью. Они позволили подтвердить расчёты. Применение такого крыла увеличивало дальность полёта на 29%, а грузоподъёмность — на 17%. Впрочем, выяснилось, что его эксплуатация слишком опасна, поэтому от схемы отказались.

Самолёт с огромными винтами Vought V-173

Этот уникальный самолёт вполне успешно летал. Его разработка велась под руководством американского учёного Чарльза Циммермана (Charles H. Zimmerman). Ещё в 1933 году он стал строить опытные модели с крылом округлой формы и всячески их тестировать. В итоге его эксперименты заинтересовали правительственные ведомства США, и началась работа над полноценным прототипом Vought V-173. Самолёт получил два огромных винта и высокие стойки переднего шасси. Из-за этого обзор из кабины при рулении и взлёте был плохой. Ещё одной проблемой стала большая нагрузка на ручку управления при крене. Внеся усовершенствования в конструкцию, от неё избавились, и испытательные полёты в 1941–1942 годах проходили нормально. У самолёта был большой диапазон скоростей и короткий разбег — всего 60 метров. При использовании специального приспособления он мог взлетать вертикально вверх и зависать, как вертолёты. Лётные качества понравились военным, и на основе прототипа они заказали разработку истребителя. Машина получила обозначение F5U. Опытные образцы успешно прошли испытания в 1947 году, но в серию не пошли, поскольку к тому времени уже появились реактивные самолёты.

Источник: trashbox.ru

Добавить комментарий